Профессия «звукорежиссер» включает в себя множество направлений, начиная от проведения детского спектакля и заканчивая всемирной премией за лучшее звуковое оформление фильма. Говоря коротко, можно перечислить такие виды как: театр, радио, телевидение, кино, компьютерные игры, мобильные приложения, студия звукозаписи, телевизионные спектакли, рекламное агентство, концерты и студии мультипликации. Список не полный, но как бы там ни было, мы постараемся рассмотреть все эти аспекты, найти сходства и различия, научиться адаптироваться к определенному виду звукорежиссерской деятельности. Стоит отметить, что сложно быть профессионалом сразу в нескольких областях, так как любое из этих направлений требует опыта, специальных знаний, желания учиться и выводить свои знания на уровень творчества. Да, именно творчества, так как профессия «звукорежиссер» обязывает быть творческим человеком. Мало просто знать что куда подключить и на какой уровень вывести сигнал. Без творческого подхода готовый материал будет просто «продуктом», а не результатом достижения каких — либо высот в искусстве. Допустим, Вам принесли сырой материал, в котором сценарист заложил свою оригинальную идею, режиссер воплотил её в жизнь визуально, а оператор или постановщик довели визуализацию до идеала. Осталось только это озвучить, придать жизни, красок и заставить зрителя прочувствовать настроение, помочь ему понять и «пережить» эмоционально, внутри себя… Вот тут без творческого подхода никак! Если Вы никогда не признавались в любви, если Вы никогда не чувствовали «мурашки» по коже от любимой музыкальной композиции, если Вы не верите в существование чего — то волшебного, таинственного и неизведанного, то эта профессия будет для Вас просто работой… Работой, которая через определенное время начнет быть омерзительной. Это самое печальное, ведь даже плотники, каменщики, сварщики и даже электрики находят творческий подход в своей профессии.

Но не стоит скидывать со счетов технические знания. Звукорежиссер должен уметь пользоваться представленными ему инструментами. А инструментов этих в данное время большое количество. Если какие — то 20 лет назад не каждая студия могла позволить себе наличие хотя бы четырех записывающих профессиональных магнитофонов, то в наше время даже школьник может сесть дома за компьютером и сделать наброски своей дэмо — записи. Поэтому требования к качеству сильно повысились, а профессиональное оборудование и средства компьютерной обработки стали доступнее.

Чем отличается работа звукорежиссера от работы звукооператора? Второй — это мастер по работе с оборудованием. Со звуковым оборудованием! Этот человек знает наизусть парк микрофонов в своем шкафчике, знает на какой канал пульта приходит сигнал артиста или актера, знает на сколько записываемый сигнал соответствует качеству и требованиям сценария картины или жанру музыки. Звукорежиссер — это человек, который полностью отвечает за звуковую составляющую проекта. Стиль, динамика, эмоциональная окраска… Звукорежиссер наравне с режиссером определяет то, как зритель или слушатель будет воспринимать готовый материал. Часто звукорежиссер работает над определенным проектом совместно с композитором.

Как правило, звукорежиссер имеет высшее образование. Он способен объяснить чем композиторы эпохи классицизма отличаются от композиторов эпохи романтизма. При помощи средств драматургии звукорежиссер может усилить напряжение картины в кульминационный момент. Пример: в главного героя стреляет его заклятый враг. В нашем понимании это будет выглядеть так — злодей направляет пистолет… Выстрел… Герой падает… Но задача звукорежиссера обыграть эту сцену. Элементарный прием — злодей направляет пистолет, звук полностью исчезает, в какой — то момент громко раздается звук затвора, эффект задержки сигнала! В тишине раздается оглушительный раскат молнии за окном, который совпадает с выстрелом. И так далее! Звукорежиссер решает какой звуковой ряд займет общий план (фоновые шумы), какой будет досказывать происходящее (закадровые шумы), а какой будет звучать в плане крупном.

В зарубежных странах работа над проектом строго разделена. Кто — то отвечает за запись, кто — то за сведение, кто — то за аппаратуру, кто — то контролирует процесс, ну а главный звукорежиссер (или саунд продюсер, или sound director) принимает важные решения. На студии звукозаписи и театральной площадке его могут назвать и инженером по звуку (sound engineer). В нашей стране дела часто обстоят по — другому, поэтому важно уметь и записывать, и отбирать, и сводить звуковой материал. Это приводит к тому, что со временем настоящий поклонник своей профессии достигает высокого уровня!

На кинопроизводстве у звукорежиссера есть ассистенты. Это микрофонный оператор, который отвечает за микрофоны (логично). Если при съемках используется кран, то есть человек, управляющий краном, на который установлен микрофон или микрофоны. Есть человек, держащий в руках микрофонную удочку (бумщик). Слово это не все любят, поэтому он так же является микрофонным оператором. Есть человек, который отвечает за запись сигнала на магнитофон. Но весь состав всегда меняется и технологии меняются тоже. Допустим, в вашем проекте играет симфонический оркестр. Вот здесь состав команды по звуку увеличится втрое!

Создать атмосферу мистики в фильме ужасов, сделать динамичный трейлер к оригинальному проекту, создать аудиоспектакль, записать и обработать сингл будущей известной музыкальной группы, оформить звуковой ряд компьютерной игры… Область работы звукорежиссера может простираться на многочисленные поля деятельности.