Микшерный пульт

Микшерный пульт — устройство микширования (смешивания) всех звуковых сигналов с разных источников (микрофон, магнитофон, компьютер и т.д.) в общий микс и распределение полученного сигнала на выходные каналы. Благодаря микшерному пульту, звукорежиссер (звукооператор) контролирует баланс инструментов, подает сигнал музыкантам для мониторинга, группирует сигналы для определенной обработки… Другими словами — полностью управляет всеми уровнями сигналов, включая основной микс, который идет на звукоусилительную аппаратуру.

IMG_0517

Осознавая важность данного инструмента для звукорежиссеров, мировая индустрия по производству микшерных консолей всегда делала огромные шаги по развитию пультов. Для начала рекомендую посмотреть документальный фильм «Город звука (Sound City)» 2013 года, чтобы увидеть, как одна микшерная консоль может повлиять на целую эпоху музыкантов. Концертные и студийные, аналоговые и цифровые — разнообразие дает шанс выбора по своему бюджету. Для обычного человека огромное количество «крутилок и кнопочек» на микшерном пульте может показаться чем — то странным и сверхсложным, но не для нас. В данной статье мы рассмотрим основные органы управления и усиления сигнала микшерного пульта.

IMG_0518

Если Вы работали хотя бы на одном профессиональном пульте, то разобраться в схеме управления другого не составит труда. Принцип почти всегда один: сигнал поступает на входной разъем канала, после чего идет «сверху — вниз» до самого фейдера. Каждый профессиональный аналоговый пульт состоит из секций каналов и мастер секции. Секции каналов могут добавляться при изготовлении пульта на заводе по желанию заказчика, или продаваться в готовом виде с определенным количеством каналов в составе пульта. Мастер — секция объединяет все секции каналов.

Микшерные пульты различаются по количеству входов и выходов, качеству частотной обработки, наличию встроенного усилителя, встроенной обработки, длине и точности фейдера, а так же пульт может имеет конструктивные особенности для определенных задач. Например, мониторный микшер отличается наличием бОльшего числа выходных каналов. Микшеры для телевизионного вещания могут иметь встроенный гибрид — устройство, которое позволяет воспроизводить и транслировать телефонный сигнал.

Рассмотрим основные функции большинства аналоговых пультов, а потом узнаем, чем эти функции отличаются у цифровых консолей.

Усиление (Gain или Trim) — функция усиления входящего сигнала. Так же называют «чувствительностью». Имея разное сопротивление и выходную мощность, сигналы микрофонов и музыкальных инструментов нуждаются в корректировке уровня. Благодаря гейну, можно привести уровень сигнала в необходимое значение.

IMG_0962

Фантомное питание (Phantom) — обеспечивает питанием конденсаторный микрофон. В связи с особенностью строения данного вида микрофонов, им необходима подача определенного напряжения, чтобы обеспечить преобразование звуковой волны в электрический сигнал. Так же фантомным питанием «запитывают» некоторые виды активных ди — боксов.

Переключатель микрофонного и линейного входного сигнала (Line/Mic). Большинство пультов имеют отдельный линейный и отдельный микрофонный вход. Есть пульты, у которых данная функция отсутствует. Так же переключение отсутствует на стереоканалах пульта. Если линейный сигнал подключить в микрофонный вход, то возможно наличие искажений.

IMG_0961

Аттенюатор (Pad) — функция понижения или повышения уровня сигнала нажатием одной кнопкой. Может применяться на стереоканалах (при использовании бытового или профессионального оборудования), а так же на моно — каналах.

Фильтр высоких частот (HPF или High Pass Filter) — срез определенного участка нижних частот, обычно от 10 — 15 Hz и до 300 — 400 Hz. Из названия можно предположить, что это фильтр для высоких частот, но специфика английского языка дает нам такой перевод — фильтр, который пропускает высокие частоты. Низкие, соответственно, закрывает. Очень полезная функция, которая избавляет сигнал от «мусора» в нижнем диапазоне частот. Но это не относится к инструментам, тембр которых находится в этом диапазоне. Скорее наоборот — функция позволяет освободить место в частотном спектре для этих инструментов. В более «крутых» пультах данная функция реализована в виде регулятора среза, который позволяет точно определить частоту среза. В большинстве случаев это переключатель с фиксированным значением. Редко можно увидеть данную функцию выключенной на вокальном канале. В паспорте пульта можно ознакомиться с параметрами этой функции.

IMG_0961

Инсерт (Insert) — разъем для подключения внешнего оборудования. Благодаря данной функции, можно в «разрыв» канала подключить отдельный прибор обработки звука. Необходим специально распаянный кабель (инсертный). Сигнал уйдет по кабелю в прибор и по этому же кабелю вернется, уже обработанный. Смысл в том, что сам разъем стереофонический. По одному каналу сигнал уходит в «моно» в прибор, а возвращается в «моно» по второму каналу. Существует реализация данной функции в виде отдельного посыла и отдельного возврата (два разъема «In» и «Out» или «Send» и «Return»). Разъемы «инсерт» так же могут находиться на других входных и выходных блоках пульта, включая главный выход «Мастер»(Master).

Эквалайзер (EQ) — амплитудно — частотный корректор. В микшерном пульте реализован в виде регуляторов. Каждый регулятор может корректировать или определенную частоту, указанную рядом с его шкалой, или же будет отдельный дополнительный регулятор, который определяет частоту корректировки. Обычно такие регуляторы наглядно объединяют разметкой. Основным ориентиром является шкала вокруг регулятора. Здесь и частота, и диапазон ослабления/усиления частоты. Под эквалайзером или рядом с ним имеется кнопка включения/выключения. Это полезно, когда необходимо оперативно сравнить обработанный и оригинальный сигналы. Так же может находиться кнопка Pre/Post. Об этом позже. Канальный эквалайзер в микшерном пульте параметрический. Существуют пульты, в которых эквалайзер» помимо регулятора частоты и усиления/ослабления» имеет еще и регулятор «добротности» (Q). Такой вид эквалайзера называется квазипараметрическим.

IMG_0954

IMG_0959

Переключатель фазы (Phase) — функция позволяет поменять полярность сигнала. Когда два микрофона находятся близко друг к другу, возможно взаимовычитание звуковых волн, что приводит к искажению тембра и падения уровня сигнала. Полезная функция, которая избавляет от необходимости паять специальные провода для этих целей.

Регуляторы дополнительных выходов (AUX) — это регуляторы, которые располагаются в специальном блоке микшерного канала. Они позволяют отрегулировать уровень сигнала, который будет отправлен на дополнительные выходы. Каждый пульт имеет определенное количество этих выходов. Обычно чем их больше, тем выше класс консоли. Выходы эти имеют несколько предназначений. Допустим, мы имеем дело с каналом бас — гитары. К выходам с 1 — го по 6 — ой подключены сценические мониторы, которые располагаются на сцене возле музыкантов, для мониторинга. Регуляторами с 1 — го по 6 — ой мы можем индивидуально отправить каждому музыканту определенный уровень этой бас — гитары. Допустим, 7 — ой выход направлен на прибор пространственной обработки. На канале вокала мы можем при помощи 7 — го регулятора отправить требуемое количество сигнала на эту обработку. Целей использовать дополнительные выходы микшерного пульта может быть множество. Наличие этих выходов дает широкие возможности маршрутизации сигнала как при работе с концертным комплексом, так и на студии звукозаписи или телевещания. Рядом с блоком регуляторов AUX может находиться кнопка режима Pre/Post. Об этом позже.

IMG_0942

Регулятор панорамы (Pan/Bal) — позволяет регулировать положение сигнала в стереобазе. На моно — каналах это регулятор панорамы (Pan), а на стерео — каналах это регулятор баланса (Balance), так как стерео — канал — это два моно — сигнала на одном канале, которые уже располагаются «слева и справа».

Дополнительный «чистый» выход (Direct) — это выход сигнала, как правило, не прошедшего обработку. Так же он является неуправляемым. Смысл direct — выхода в том, чтобы забрать сигнал без изменения уровня и каких — либо частотных изменений, например, для мониторинга. Можно вывести сигнал на прибор измерителя уровня или амплитудно — частотной характеристики. Но если конструктивно пульт позволяет, то direct — выход может «отдавать» частично обработанный сигнал из какой — либо точки в канальной секции. Например, группу сигналов.

Режим PFL (Pre Fader Listen) — это один из режимов мониторинга сигнала, который позволяет нажатием кнопки прослушать выделенный канал, при этом не прерывая вещания. Другими словами, во время концерта или эфира можно прослушать отдельный инструмент, который будет звучать в наушниках, в мониторах (только через выход для мониторов), а так же его уровень будет выведен, как правило, на главный индикатор уровня сигнала. Так же должен быть специальный световой индикатор, обозначающий, что режим PFL включен. Важно — сигнал не будет зависеть от положения фейдера.

Режим AFL (After Fader Listen) — тот же режим PFL, только сигнал выводится уже после фейдера. Если режим PFL позволяет услышать то, что «приходит» в канал, то режим AFL позволит услышать и увидеть то, что из канала уходит.

Режим соло (Solo) — это режим тот же, что и PFL, но при прослушивании сигнала все остальные каналы замолкают. Данная функция полезна на студиях при записи и сведении материала.

Режим блокировки сигнала (Mute) — функция полностью блокирует сигнал канала. Полезно, когда необходимо «закрыть» неиспользуемый канал одним нажатием кнопки, без изменения положения фейдера. Например, гитарист может играть на разных гитарах в разных песнях. Чтобы не менять каждый раз настройки канала, можно просто «закрыть» его на необходимое время. Тоже самое при сведение звукового материала на студии звукозаписи.

IMG_0949

IMG_0944

Фейдер (Fader) — основной элемент управления звуковым уровнем канала. Пройдя все элементы секций канала, фейдером мы регулируем уровень подачи сигнала на главную шину (Мастер/Mix), а так же на дополнительные шины (Group). Может быть выполнен в виде ползунка или кругового регулятора. И Здесь, и там будет своя шкала уровней. Чувствительность и точность хода фейдера имеет важное значение.

IMG_0939

IMG_0384

Группа, подгруппа (Group, Bus) — особая функция обработки и маршрутизации сигнала. Мы можем сигнал с любого канала направить на отдельные каналы — группы, чтобы обработать, суммировать или вывести его на отдельный прибор или дополнительную акустическую систему. Групповые каналы находятся в мастер — секции. По идее, это отдельные мастер — выходы. Мы можем направить сигнал нескольких каналов на группу при помощи кнопок, которые находятся на каждом канале, а уже фейдером группы регулировать общий микс этих сигналов, или же обработать эти сигналы отд
ельным прибором, подключенным в разрыв (Insert) группового канала, или направить эти сигналы на отдельную акустическую систему, например, на подзвучку отдельных зон в зале.

Группа VCA (Voltage Controlled Amplifier/Attenuator) — особый вид группировки сигнала. Точнее уровня сигналов. Назначив каналы на группу VCA, мы можем одним фейдером этой группы регулировать уровень этих каналов. Отличие от группы Group в том, что VCA — это не отдельная шина, а просто функция, изменяющая напряжение. В то время, как Group могут выводить сигналы из пульта, или же подмешиваться с обработанным сигналом внешней обработкой в микс, VCA — это удобство, которое позволяет одним фейдером управлять и стереоканалом. В некоторых пультах на VCA можно «повесить» обязательства регулировки уровня AUX. Вместо круговых регуляторов буду фейдеры!

IMG_0938

IMG_0935

Режим «до» и «после» фейдера (Pre/Post Fader) — очень важная функция, отсутствие которой может быть причиной не купить определенный микшерный пульт. Режим Pre Fader (перед фейдером) позволяет направить сигнал канала на AUX в независимости от положения фейдера канала. Это дает возможность музыкантам иметь постоянный уровень сигнала в сценическом мониторе в то время, как Вы будете регулировать сигнал фейдером для зала. Вы регулируете уровень как Вам удобно, а у музыкантов уровень тот, как был выставлен на саунд — чеке. Даже если полностью убрать звук канала — режим Pre все равно направит сигнал туда, где этот режим установлен. Противоположность ему — режим Post. Тут все просто: меняем положение фейдера — меняется уровень и на выходе канала, и на выходе AUX из этого канала. Пример использования: Вы включаете фонограмму для танцоров, а потом будут ведущие. В режиме Post Fader для ведущих мы сделаем подложку тише (логично), чтобы слышать их речь. На сцене из мониторов звук тоже станет тише. Если же оставим режим Pre Fader, то делая подложку тише, на сцене музыка все равно будет «Орать». На маленьких и бюджетных пультах переключатель Pre/Post может находиться на мастер — секции. Но в основном — непосредственно возле канального регулятора AUX.

Режим Pre/Post так же относится и к другим секциям обработки. Например, Pre EQ — сигнал до эквалайзера: направить сигнал куда — либо без воздействия на него частотной обработки. В цифровых пультах есть и Pre Comp (перед компрессором). Как — то надо было записать предвыборные дебаты, которые проходили в большом зале со зрителями. Режим Pre позволил мне направить «сырые», усиленные гейном сигналы на рекордер, а для зала я компрессировал и обрабатывал сигнал так, чтобы и микрофоны «не заводились», и по уровню выделял того, кто важнее в определенный момент. При дальнейшем сведении материала я с рекордера получил «чистый» ровный сигнал, который можно было готовить для эфира.

Переключатели на канальной секции. На канальной секции могут быть разнообразные переключатели функций маршрутизации сигнала микшерного пульта. Например, «1-2» — отправить сигнал на каналы первой и второй группы. Mix или LR или Master или Main — отправить сигнал на главный выход «Мастер». Mono или Center — на отдельную шину, которая суммирует левый и правый каналы. Обычно может использоваться для отдельного вывода сигнала на низкочастотные динамики (через кроссовер) или центральный кластер. ABCD — назначить канал в определенную группу MUTE. Многие пульты поддерживают функцию, которая позволяет «закрывать» отдельно ту группу каналов, которую Вы создали. Их может быть несколько. Например, назначим каналы ударной установки на группу А. На мастер — секции будет ряд кнопок, которая обозначает группу Mute. Нажимаем А и вся группа каналов одновременно закрывается. В зависимости от класса пульта, на секции канала могут находится и другие переключатели.

IMG_0950

IMG_0940

IMG_0952

Взглянем на мастер — секцию. Это блок, в который стекаются все канальные сигналы микшерного пульта. Здесь находятся все регуляторы, ответственные за уровень выходных сигналов. Здесь же находятся центральные индикаторы уровня (групповые, мастер, дополнительные выходы) и переключатели некоторых функций. В зависимости от класса пульта и его конструктивных особенностей, наличие тех или иных переключателей и индикаторов может отличаться.

Регулятор выходного сигнала AUX. Направив с каждого канала сигнал на определенный дополнительный выход AUX, мы должны отрегулировать их общий уровень регулятором в мастер — секции.

Регулятор выходного сигнала Group. Как правило, это фейдеры. Отличие от AUX в том, что на аукс выходы можно отрегулировать сигнал индивидуально для каждого канала, а на группу сигнал уходит в зависимости от положения канального фейдера. Будет не правильно отправить сигнал на монитор музыканта через дополнительный выход группы. Лучше это сделать через AUX.

Talkback — функция обратной связи звукорежиссера с персоналом. Подключив микрофон в отдельное гнездо TB, звукорежиссер может незаметно для зрителей давать указания персоналу через дополнительные выхода пульта. Бывает, что такой микрофон уже встроен в пульт. Возле TalkBack имеется блок маршрутизации. Обычно это указатели выхода, куда можно отправить сигнал с микрофона TB.

IMG_0965

Send/Return — посыл/возврат. Данная аббревиатура используется на нескольких блоках. Например, разъем Insert выполнен в виде одного гнезда, но на дорогих консолях этот разъем может быть выполнен в виде двух гнезд: «посыл» сигнала на прибор обработки и «возврат» сигнала из этого прибора. Так же функция Send/Return может быть использована на бюджетных маленьких пультах. Обычно это тот же AUX — выход, только его сразу обозначили как выход для эффекта (FX), а в мастер — секции будет регулятор уровня этого эффекта. Смысл прост: Send — отправка сигнала на прибор обработки, Return — возврат этого же сигнала обратно в пульт.

Monitors — выход сигнала на звуковые профессиональные мониторы. Тут может возникнуть вопрос — «А почему мы не можем отправить сигнал на мониторы из любого дополнительного выхода?». Дело в том, что большинство пультов при нажатии кнопки PFL выводят сигнал на выход наушников, а так же на мониторы. Так вот чтобы этой функции найти эти мониторы, их нужно подключить именно в выход Monitors. Так же это связано с параметрами выходного сопротивления этого выхода, чувствительности регулятора, а так же качества.

2 Track — функция работы с магнитофонами. Становление аналогового звука шло «за руку» с пленкой и записывающими магнитофонами. Пришла цифра, но никто не запрещает использовать аналоговые магнитофоны. Благодаря функции 2 Track можно подключить эти магнитофоны при помощи (как правило) RCA — разъемов (тюльпанов), пустить этот сигнал на мастер, мониторы, а так же пустить сигнал для записи в магнитофон.. Все зависит от наличия переключателей в мастер — секции и ваших задач.

Задняя панель микшерного пульта.

IMG_0911 IMG_0912 IMG_0917

На задней панели располагаются входные разъемы. На мастер — секции, в основном, располагаются выходные разъемы. Некоторые функции могут быть перенесены на заднюю панель, например, фантомное питание, аттенюатор, переключатель Mic/Line. Так же некоторые разъемы задней панели могут быть размещены на панели лицевой. Например, мастер — выход, мониторный выход, 2 Track. Обычно это компактные модели.

Line — разъем для подключения линейного сигнала. В отличии от микрофонного входа, линейный вход работает с уже усиленными сигналами. Если на такой вход подать микрофонный сигнал, то усиления линейного входа может не хватить. Повышение уровня приведет к появлению фонового шума. Линейный вход — это сигнал из предусилителя, сигнал с компьютера, линейного выхода гитарного комбика, клавишных инструментов, процессора эффектов и всего того, что умеет усиливать сигнал. Как правило, это разъем Jack.

Mic — микрофонный вход. Данный вид разъема предназначен для слабых неусиленных сигналов. Таких, как сигнал с микрофона. Как правило, это разъем XLR (Canon). Для конденсаторных микрофонов используем фантомное питание.

Stereo — стерео — канал. Это возможность подключить два линейных сигнала (левый и правый). Удобная функция для подключения устройства, которое выдает стерео — сигнал. Это клавишные инструменты, процессоры пространственной обработки, магнитофоны и т.д. Смысл в том, чтобы использовать один канал и один фейдер для управления стерео — сигналом. Вместо панорамы, как было уже сказано, используется баланс.

Про функции Direct (Dir) и Insert (Send/Return) мы уже говорили. Приятно, когда эти функции есть на выходных каналах Group, AUX и Master.

Рассмотрев основные функции микшерного пульта, мы можем обобщить смысл работы: устанавливаем пульт в самом выгодном месте зала (если это концертный комплекс), заводим все сигналы в пульт, подключаем все выходные сигналы (мониторы, мастер). «Обнуляем» все уровни до минимума и эквалайзер ставим в положение «0». Далее сигнал пройдет через усиление, потом фильтр высоких частот. Если конденсаторный микрофон, то не забываем про фантом. Есть необходимость скомпрессировать сигнал? — подключаем через инсерт компрессор. Далее включаем канальный эквалайзер (если он выключен), регулируем подачу выходного сигнала AUX (не забываем поставить в номинальное положение регулятор выходного сигнала аукс на мастер — секции), решаем какой режим Pre/Post нам важен, отправляем сигнал в группу, если это необходимо, выводим фейдер канала. Если нужно — включаем режим PFL либо SOLO и контролируем каждый канал по — отдельности. Избегаем вероятность появления на индикаторах уровня красных лампочек )))

Особенности подключения пространственной обработки.

Любой сигнал, подключенный к пульту, можно отправить на любой выходной канал, конструктивно доступный в данном пульте. Но не только маршрутизация сигнала доступна для звукорежиссера. Обработка!!! Это тоже входит в нашу задачу. Во время выступления музыкального коллектива мы можем добавить определенные эффекты (Холл, Делей) для любого канала. Каждый сигнал можно обработать прибором, который подключен к пульту. Каким образом?!

Допустим, нам нужно подключить прибор эффекта реверберации. Для этого выделяем один крайний AUX. Пусть это будет 8 — ой (для больших консолей). Подключаем из выхода восьмого аукса кабель во вход прибора (In). Из выхода этого прибора (Out) выводим два провода в любой стереоканал пульта. Мы создали «петлю». Сигнал уйдет в прибор и вернется обработанным. Теперь мы можем при помощи восьмого аукса на любом канале отправить любое количество сигнала на прибор. Этот сигнал вернется на стереоканал, который мы выделили. Теперь фейдером этого канала мы регулируем как много этого эффекта уйдет на «мастер». Главное, чтобы стереоканал был направлен на «мастер» но не был направлен на восьмой AUX, иначе будет все гудеть! Таким образом можно подключить несколько приборов. Так же на стереоканале ауксом можно отправить эффект на любой монитор музыканта, если, например, вокалист хочет слышать и свой голос и эффект обработки. В отличии от «Insert», создание петли позволяет направить на обработку сколько угодно каналов.

IMG_0936

Рассмотрим возможные виды микшеров.

Концертный микшер — большое количество входных (24 и больше) и выходных (от 8 и больше) каналов, групповые каналы, наличие TalkBack, подсветка. Пульт не должен «шуметь», иначе фоновый шум усилится при высоком уровне звукоусиления. Если блок питания встроен в пульт, то передняя панель может нагреваться.

IMG_0835

Активные микшеры — консоли со встроенным усилителем мощности. Удобное решение для ограниченного бюджета. Хотя, кому как… Такие микшеры могут продаваться совместно с комплектом акустики.

Компактные микшеры — решение для домашней студии и небольших мероприятий, а так же это помощники музыкантам на сцене. Бывает, что, например, ударник ставит возле себя такой пульт и забирает все мониторные сигналы (дубликаты сигналов), и сам себе выставляет баланс инструментов, плюс подключает метроном, который слышит только он. Коммутация компактного микшерного пульта способна справиться с многими задачами. Тут главное одно — использование там, где не очень важно качество. Хотя некоторые модели могут похвастаться низким уровнем шума и качественными регуляторами — такие пульты вносят свой «бюджетный» окрас в сигнал. Но, как говорится, на вкус и цвет… Если вам удалось добиться хорошего звучания — это отлично!

IMG_0664

Мониторные микшеры — разновидность концертной консоли с бОльшим количеством выходов AUX. Мониторный звукорежиссер располагается сбоку сцены и берет на себя все уровни мониторных сигналов для музыкантов. Практикуется такое на крупных фестивалях. Обычно в конструкции таких микшеров предусмотрены измерители уровня для каждого AUX выхода.

IMG_0981 IMG_0980

Цифровые микшеры. Здесь можно начать новую тему, так как в настоящее время эти микшеры стали доступны даже для домашней студии. Разнообразие их велико. Рассмотрим некоторые:

цифровые пульты с управлением через планшет или компьютер. Это микшеры, которые имеют ограниченный набор регуляторов. Основные органы управления находятся на экране планшета или экрана компьютерного монитора.

mackie-dl1608

цифровые пульты в виде выносного блока. Это коммутационная панель (как задняя панель аналогового пульта), которая устанавливается на сцене. Управление может осуществляться как через планшет, компьютер, так и при помощи другого цифрового пульта (обычно той же модели производителя), поддерживающего необходимый протолок передачи данных. Апеллируя цифровыми данными, можно значительно расширить возможности управления сигналами, коммутацией, передачей и объединения системы в один орган управления. Мы запитали все сигналы в такой блок, а вместо пульта, например, у нас ноутбук. Связь по wi — fi. Для подстраховки от потери сигнала имеется подключенный Ethernet — кабель.

48

цифровые микшерные консоли. Здесь и студийные, и концертные и вещательные пульты. Возможности подключения аналоговых и цифровых приборов, автоматизация, синхронизация, Surround — панорамирование, встроенные экраны, многодорожечная запись, патчинг, DSP и еще много интересных определений.

ilive

порто — студии. Это цифровой компактный микшер, содержащий в себе записывающее устройство в виде жесткого диска и флеш — памяти. Можно в полевых или домашних условиях производить запись, а некоторые позволяют и проводить сведение в одном устройстве. Органы управления таких устройств содержат кнопки воспроизведения, записи, перемотки и т.д.

tasсam

Так же цифровым микшером является и функция в звуковом редакторе, которая так и называется «Mixing». Или можем его назвать — виртуальный микшер.

pro-tools

Рассмотрим основные функции цифровых микшеров.

Сцены — способность сохранять настройки пульта. Имеются несколько видов библиотек, которые хранят в себе различные настройки. Мы можем настроить канал и внести его в память пульта. Позже в любой момент можем загрузить эти настройки для любого канала. Можем сохранить настройки коммутации пульта, вплоть до десятой доли положения фейдеров и регуляторов. Можем сохранить полностью все настройки каналов, коммутации, параметров обработки и так далее.

Наличие обработки. Представьте себе, сколько нужно приборов обработки, чтобы скомпрессировать 16 каналов, применить 4 прибора пространственной обработки, вывести через эквалайзер каждый аукс, да еще и лимитер на «мастер» поставить. Ответ — три/четыре полных рэка, которые будут стоять на сцене и возле пульта. Цифровой микшер имеет всю эту обработку у себя на борту. Это действительно удобно для средних концертов и небольших вещательных комплексов, тем более их можно один раз настроить и каждый раз просто корректировать, спрятав за дверью три/четыре рэка и ящик проводов с переходниками. Качество обработки? Ну, это не всегда ламповый звук, но зато можно расширять возможности специализированными звуковыми плагинами и картами расширения. Более того — пресеты можно сохранять на флешку и использовать настройки на других моделях (если программное обеспечение позволяет).

IMG_0659

Моторизированные фейдеры. С виртуальным микшером все понятно. Это изображение на экране. Но физические фейдеры способны автоматически менять свое положение. Благодаря этому существуют слои. Один ряд из 16 фейдеров может отвечать, например, за 48 каналов. Нажимаем нужный слой и фейдеры меняют положение в соответствии с настройками. Более того — эти же фейдеры могут регулировать AUX выходы, группы, подгруппы и так далее. Можно представить какого размера будет аналоговый пульт с 48 каналами, 16 ауксами и 16 группами.

IMG_0662

Маршрутизация сигнала. В цифровом микшере можно переназначить физический канал на любой виртуальный. Например, входные каналы 1, 5, 9 и еще любые другие можно расположить на фейдеры 1, 2, 3, 4 и т.д. Тоже самое касается выходов. Можем 2 выхода сделать AUX, 4 сделать группами, любые 2 под мониторы, или, например, сделать 3 «мастер — выхода». Потом все сохранить и сделать еще с десяток других конфигураций. Так же можно решать, как сигнал дойдет от входа до «мастера». По всем блокам обработки, или же минуя какие — нибудь из них. Можно «спаривать каналы», от слова «пара». Регулируем один фейдер, а второй автоматически подстраивается.

Синхронизация с DAW. Регулируем руками фейдеры, а в звуковом редакторе фейдеры подчиняются пульту. А если это специализированная платформа типа Pro Tools, то конфигурация вашей студии существенно модернизируется!

Автоматизация. Помимо сохранения положения, фейдеры могут и сохранять поведение регулировки во время сведения материала. Это же касается всех других параметров. Мы сводим материал, меняем положение регуляторов, прописывая при этом автоматизацию. При последующем воспроизведении все регуляторы изменяют свои параметры так, как мы их прописали до этого.

Возможность удаленного управления. Уже не так удивительно то, что звукорежиссер с планшетом или ноутбуком ходит по залу и настраивает звук, а на пульте фейдеры двигаются сами, как «заколдованные». И это очень удобно!!!

Встроенные дисплеи. Вся информация о доступных настройках может отображаться на индивидуальном дисплее. Некоторые модели не имеют дисплея, но это только ради сокращения стоимости. Зато есть возможность подключить стационарный монитор. В настоящее время уже популярны сенсорные дисплеи. Это приводит к удобству выбора необходимой функции и сокращению переключателей на пульте. К тому же есть возможность настраивать то, что будет этот дисплей отображать.

IMG_0546

Так же цифровая микшерная консоль содержит в себе множество других функций, которые упрощают работу звукорежиссера. Это и встроенный генератор тестового сигнала, встроенный TalkBack с необходимыми функциями, сенсорные фейдеры (хотя иногда они не очень уместны), задержка сигнала, возможность дать свое название каждому каналу и даже закрепить картинку, и т.д.

IMG_0660

Вроде бы одни плюсы! Так почему же до сих пор существуют аналоговые консоли? Отвечая на этот вопрос, можно заметить, что многие цифровые консоли все таки похожи на аналоговые. Время шло, и звукорежиссеры высказывали свое мнение по работе с цифрой. Рассмотрим минусы:

— сложность освоения. Если Вам предстоит работать на цифре, которую раньше не встречали, то без инженера не обойтись. При чем есть такие консоли, с которыми» в ладах» только инженеры. Проработав какое — то время на определенной консоли, без проблем ориентируешься в функционале. Но функционал этот отличается у разных микшеров. Например, однажды я не мог вывести меню настроек на главный экран, так как «хозяин» консоли предпочитал видеть там только кривую эквалайзера, которая присутствовала на экране постоянно. При этом изменить настройки нельзя, так как стоит защита от редактирования. Часто из — за одной кнопки, находящейся в углу пульта, было невозможно вывести микрофоны, потому что гейт был выкручен в другую сторону в меню группы, не пропуская никакой сигнал. Доступ к некоторым простым функциям типа Pre/Post AUX — выходов требует «рыться в мозгах» консоли, что почти невозможно во время проведения концерта.

— риск «зависания». На форумах обсуждения пультов часто можно прочитать истории про то, как цифровая консоль зависла во время концерта. При чем выносной блок продолжает пропускать сигнал и концерт идет своим ходом, только вот пульт иногда может перезагружаться более минуты. Там есть процессор, там есть операционная система… Риск зависания минимален, но он есть.

— сложность эксплуатации. Вряд ли получится просто взять отвертку, снять поломанный канальный фейдер и быстро его почистить… Тут все сложнее. Аналоговые консоли больше поддаются ремонту. Цифра нуждается в периодическом обновлении ПО, она щепетильна к источнику питания.

IMG_0661

— сухая цифра. Ведь сколько раз можно услышать про аналоговую консоль фразы типа: «Теплый звук», «Резкий звук», «Мягкий», «Жирный», «Мелодичный»… Про цифру такое сложно сказать. Хотя прогресс идет вперед и, возможно, цифровые консоли тоже будут иметь индивидуальное звучание. И опять же — «На вкус и цвет!»

— преобразование. Во — первых, переводя сигнал в цифру, необходимо ознакомиться с принципами АЦП, как аналоговый сигнал преобразуется в цифровой и какие проблемы могут возникнуть. Во — вторых, принцип такой: аналоговый сигнал (микрофон) — цифровой пульт (АЦП/ЦАП) — аналоговый сигнал (усилители мощности). Если есть необходимость увеличить цепь, то сигнал может заново в каком — то участке цепи снова преобразовываться в аналоговый или цифровой (внешний прибор обработки). В итоге где — то что — то может не просчитаться, или сигнал с вашего крутого аналогового прибора просто станет плоским в виде «суммы цифр». На дорогих студиях (и на других тоже) используют сумматоры. Это приборы, которые позволяют работать с цифровым сигналом в DAW, но суммировать сигнал в аналоговом виде. Тема сложная и требует тщательно изучить учебное пособие, но смысл в том, что нет идеального решения, где все было бы просто и «правильно»!

Лично я, поработав на цифровой компактной микшерной консоли, оценил удобство того, что не пришлось ставить рядом ящики с обработкой. Сохранение «сцен» позволяет без проблем проводить выездные мероприятия, сохраняя разные конфигурации настроек пульта. Для телевизионного вещания каждая авторская программа загружалась двумя нажатиями кнопок. Не приходилось каждый раз заново разводить сигналы и регулировать уровни шнуровых и радиомикрофонов, а так же петличек.

Что нужно помнить перед выбором микшерного пульта.

— количество входных каналов. Всегда надо брать с запасом. Хватает 16, значит берем 24. Нужно 32, значит 48. На цифровом микшере 48 каналов не означает, что это 48 микрофонов. Половина будет зарезервирована для особых цифровых входов. Существуют платы расширения, позволяющие увеличить количество физических микрофонных входов, но это уже увеличение бюджета.

— количество выходных каналов. В настоящее время 10 AUX — выходов это норма. Для цифровых микшеров возможно наличие 10 выходов, которые вы уже сами распределяете под свои нужды. Минус два под мониторы, минус два под «мастер». остается всего 6…

— режим Pre/Post. В бюджетных моделях любого размера могут быть «подводные камни». Например, только два первых AUX в режиме Post, остальные в Pre. Переключателя нет. Так заложено производителем. Или еще хуже — режим Pre устанавливается сразу на некоторое количество каналов (1-4,5-8).

— индикаторы. Удобно, когда возле каждого канала есть свой индикатор уровня (от трех сегментов и выше). Индикаторы режимов Solo, PFL, Mute будут служить страховкой от недоразумений во время работы. В целях экономии некоторые производители отдельно продают панели с индикаторами. Если есть возможность — лучше купить!

— наличие стереоканалов. Они необходимы всегда, начиная от подключения линейного стереосигнала и заканчивая возвратом с обработки. Уже как минимум 3 стереоканала. И да, частотная регулировка обязательна.

— качество сборки. Тут сложно определить на взгляд. Плавный ход фейдеров, уверенный ход круговых регуляторов… Очень желательно, чтобы канальный фейдер имел защиту от пыли, иначе пройдет пару лет и фейдер будет хрустеть от накопившейся пыли.

Вообще, все зависит от ваших целей. Нужен микшер для репетиций — пойдет небольшой 12 канальный. Для мониторинга ударнику на сцене пойдет и самый простенький. Цифровая консоль для концертов должна быть максимально удобной и интуитивно — понятной. Доступ к функции должен быть в режиме «Одна кнопка — одна функция». Для записи сигнала нужно присматриваться к более дорогим моделям. Уровень шумов, уровень искажений, запас перегрузки, сопротивление канальных разъемов, наличие инсертов… Нужно сравнивать и определяться по бюджету. Могу сказать еще и то, что часто фирмы с плохой репутацией, занимающие свои уверенные ниши, выпускают вполне достойные продукты. Их функции слабее, чем у именитых производителей, но необходимый минимум присутствует на 100%.